Положение о методической службе
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Местного отделения
ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
____________В.Ю. Бобров
31 августа 2022 г.
П О Л О Ж Е Н И Е
О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
в образовательном подразделении
Местного отделения ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
г. Усть-Лабинск
2022
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»с целью методического обеспечения образовательной деятельностиобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края,реализации принципов государственной политики в области образования и дальнейшей демократизации управления образовательными процессами, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.
1.2. Положение является локальным актом образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, утверждено приказом руководителя, его действие распространяется на всех педагогических работниковобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
1.3. Методическая служба образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ РоссииУсть-Лабинского района Краснодарского края предусматриваетформирование и развитие профессиональных качеств педагогических работников образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, повышенияих профессионального мастерства.
1.4. Основными условиями организации методической деятельности в образовательном подразделенииМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского краяявляются:
- максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение деятельности педагогов;
- рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта в общих тенденциях развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.
1.5. Методическая служба является подразделением образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
1.6. Руководит методической службой заместитель председателя.
2. Функции,цели и задачи.
2.1. Функции методической службы:
- информационная;
- программно-методическая;
- аналитическая;
- организационно-координационная;
- редакционно-издательская.
2.2. Цель методической службы - обеспечить действенность системы управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, для чего:
- организовать активное участие членов педагогического коллектива образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского краяв планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах;
- способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала педагогического работника, направленного на оптимальное формирование и развитие личности обучающегося;
2.3. Для реализации поставленной цели методическая служба образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края решает следующие задачи:
- создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;
- обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
- организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- способствует созданию программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;
- обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;
- осуществляет контроль выполнения профессионального стандарта и образовательных программ;
- управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов;
- оказываетконсультативную помощь образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, членам некоммерческого партнерства.
3. Основные направления деятельности методической службы.
Методическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1. Совершенствование и обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса:
1.1 анализ образовательных программ и учебно-методических материалов, реализуемых в образовательном подразделенииМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
1.2. оказание консультативной помощи педагогам в создании и редактировании учебно-методических материалов и образовательных программ;
1.3. создание и совершенствование методических, рекомендательных материалов по анализу, оценке и рецензированию всей методической продукции педагогов.
2. Подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса.
3. Медиа и инновационное сопровождение образовательного процесса.
4. Создание информационно - методических материалов и их внедрение в образовательный процесс посредством реализации образовательных программ.
5. Организация работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов:
5.1. организация и проведение обучающих и практических семинаров для педагогов, методистов и руководителей структурных подразделений;
5.2. руководство работой методических объединений;
5.3. помощь в подготовке и проведении мастер-классов, выступлений педагогов на круглых столах, конференциях;
5.4. подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства разного уровня.
6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление связи с различными учреждениями по повышению квалификации педагогических кадров.
7. Оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности, экспертной оценке образовательных программ.
8. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях, активное использование достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук, исследований других наук, способствующих повышению научно-теоретического уровня методической службы в целостном педагогическом процессе образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, использование в образовательной практике образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края и в работе методической службы современных методов, форм и видов обучения, воспитания, новых педагогических технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
9. Мониторинг образовательной деятельности образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, анализ диагностических данных (о состоянии образовательного процесса, уровне обученности учащихся, профессиональном росте педагогов), позволяющий определить, уточнить или сформулировать заново основные задачи и проблемы методической работы, перспективы развития методической службы в целом.
10. Создание, редактирование и систематизация информационно-методических материалов для публикации их в СМИ.
11. Укрепление связей с научными и методическими центрами, высшими учебными заведениями для внедрения новых технологий обучения, создания информационного банка данных.
12. Глубокое изучение и понимание законов Российской Федерации, творческого осмысления нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки КК, Положения об образовательном подразделенииМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, приказов, распоряжений, постановлений и других локальных актов.
4. Структура и организация деятельности.
- Методическая служба как система управления методической работой образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского краяявляется общественным органом, формируется на добровольной основе. Структура методической службы и кандидатура руководителя закрепляются приказом руководителяобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
4.2. Методическая служба - профессиональный орган, осуществляющий руководство методической деятельностью педагогического коллектива образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
4.3. Успешность функционирования методической службы во многом определяется планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
4.4. Деятельность методической службы осуществляется через широкий спектр организационных форм, способствующих оптимальному решению стоящих перед ней задач:
- индивидуальные формы деятельности (консультации, работа над личной методической темой, самообразование);
- групповые формы деятельности (методические объединения, теоретические семинары, семинары-практикумы, круглые столы);
- коллективные формы деятельности (работа над единой методической темой, научно-практические конференции, конкурсы педагогического мастерства).
5. Документация.
5.1. Методическая работа в образовательном подразделенииМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского краяоформляется документально в форме:
- протоколов;
- планов работы;
- конспектов и разработок лучших методических мероприятий ;
- образовательных программ педагогов и методических разработок к ним;
- письменных материалов по анализу и самоанализу педагогической деятельности;
- аналитических справок;
- рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;
- обобщенных материалов о системе работы педагоговобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы);
- каталога методической литературы.
5.2. Документально оформленная методическая работаобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Местного отделения
ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
____________В.Ю. Бобров
31 августа 2022 г.
П О Л О Ж Е Н И Е
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
в образовательном подразделении
Местного отделения ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
г. Усть-Лабинск
2022
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с целью управления организацией образовательного процесса, развития содержания образования, реализации профессиональных образовательных программ, повышения качества обучения и воспитания обучающихся, совершенствования методической работы образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края (далее – образовательное подразделение), содействия повышению квалификации его педагогических работников,а также дальнейшей демократизации управления образовательными процессами, закрепления государственно-общественного характера управления образованием.
1.2. Положение является локальным актом образовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, утверждено приказом руководителя, его действие распространяется на всех педагогических работниковобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
1.3. Педагогический советобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края(далее - педагогический совет) является коллегиальным совещательным органомобразовательного подразделения Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, объединяющим педагогов и других его работников.
1.4. Педагогический совет в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации
«Об образовании», Положением об образовательном подразделенииМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, а также настоящимПоложением о педагогическом совете.
2. Основные направления деятельности педагогического совета.
2.1. Обсуждение и утверждение плана работы педагогического совета образовательного подразделения.
2.2. Рассмотрение и обсуждение концепции развития образовательного подразделения,принятие программ развития образовательного подразделения.
2.3.Определение основных характеристик организацииобразовательного процесса:
- языка, на котором ведется обучение;
- порядка и процедурыприема, выпуска и исключения обучающихся, их - восстановления на обучение,формы, порядка и условий проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- системы оценок при аттестации;
- режима занятий обучающихся;
- правил внутреннего распорядка;
- оказания платных образовательных услуг, порядка их предоставления,порядка регламентации и оформления отношений образовательного подразделения и обучающихся.
2.4.Рассмотрение и обсуждение планов учебно-воспитательной, методической работы и плана развития учебно-материальной базыобразовательного подразделения в целом и его структурных подразделений в отдельности.
2.5. Обсуждение и принятие рабочих планов и программ учебных курсов, дисциплин, рассмотрение состояния, мер и мероприятий по реализации образовательного стандарта профессионального образования, в том числе учебно-программного, учебно-методического и экспериментально - технического обеспечения по специальностям и программам, по которым осуществляется подготовка специалистов в образовательном подразделении.
2.6. Анализ и оценка результатов образовательного процесса в образовательном подразделениирассмотрение вопросов, связанных с проведением текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, допуском обучающихся к итоговой аттестации, отчислением (в т. ч. выпуском) обучающихся.
2.7. Рассмотрение состояния и итогов учебно-воспитательной работы образовательного подразделения,заслушивание информации и отчетов педагогических работников образовательного подразделения, докладов представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательным подразделением, по вопросам образования и воспитания обучающихся, принятие решений по проблемам, связанным с совершенствованием образовательного процесса в образовательном подразделении.
2.8. Рассмотрение состояния и итогов методической работы
образовательного подразделения, совершенствования педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения по реализуемым формам обучения,(заслушивание и обсуждение опыта работы преподавателей в области новых педагогических и информационных технологий, авторских программ, учебников, учебных и методических пособий).
2.9.Рассмотрение и обсуждение вопросов, связанных сдеятельностью образовательного подразделения, а также вопросов состояния охраны труда в образовательномподразделении.
2.10.Иные вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Состав педагогического совета.
3.1. Педагогический совет организуется в составе руководителя образовательного подразделения, заместителей руководителя, секретарей учебной части, механиков, преподавателей и мастеров производственного обучения.
3.2. Численность и состав педагогического совета определяются
Положением об образовательном подразделении.Все преподаватели и мастера производственного обучения образовательного подразделения являются членами педагогического совета, если их численность не превышает 50 человек.
3.3. Состав педагогического совета утверждаетсяруководителем образовательного подразделения сроком на один год.Из состава педагогического совета избирается открытым голосованием секретарь.
4. Порядок работы педагогического совета.
4.1.Работой педагогического совета руководит председатель,
которым является руководитель образовательного подразделения.
4.2.План работы педагогического совета составляется на учебный год, рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается руководителем образовательного подразделения.
4.3.Периодичность проведения заседаний педагогического совета определяется Положением образовательного подразделения или руководителем, но не реже одного раза в два месяца.Конкретные даты заседаний педагогического совета устанавливает руководительобразовательного подразделения.
4.4.По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогическогосовета, выносятся решения с указанием сроков исполнения и лиц,ответственных за исполнение.
4.5.Решения педагогического совета принимаются простымбольшинством голосов. Решения вступают в силу, если на заседанииприсутствовало не менее 50% списочного состава членовпедагогического совета, и становятся обязательными для исполнениявсеми работниками и обучающимися образовательного подразделения послеутверждения их руководителем образовательного подразделения.
4.6.Председатель педагогического совета организует систематическую проверку выполнения принятых решений и итоги проверки ставит на обсуждение педагогического совета.
4.7.Заседания педагогического совета оформляются протоколом,подписываемым председателем и секретарем педагогического совета. В каждом протоколе указывается его номер, дата заседания совета, количество присутствующих, повестка заседания, краткая, но ясная и исчерпывающая запись выступлений и принятое решение по обсуждаемому вопросу. Протоколы педагогического совета являются документами со сроками хранения 10 лет.
4.8.Каждый член педагогического совета обязан посещать все заседания совета, принимать активное участие в его работе, своевременно и точно выполнять возлагаемые на него поручения.
Председатель
Местного отделения
ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
____________В.Ю. Бобров
31 августа 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации образовательного процесса профессиональногообучения водителей транспортных средств категории «B»
в Местном отделении ДОСААФ России
Усть-Лабинского района Краснодарского края
г. Усть-Лабинск
2022
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения», другими нормативными актами, Уставом ДОСААФ России.
1.2. Методические рекомендации содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования к профессиональному обучению водителей транспортных средств категории «В» в Местном отделении ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
1.3. Методические рекомендации утверждены приказом председателяМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края, их действие распространяется на всех работников и обучающихся вМестном отделении ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Порядок приема обучающихся
2.1.1. На обучение принимаются лица, имеющие установленный законодательством уровень образования, достигшие установленного законодательством возраста, не имеющие ограничений по медицинским показаниям.
2.1.2. Прием на обучение осуществляется при представлении следующих документов:
- личного заявления установленного образца;
- медицинской справки установленного образца, подтверждающей возможность управления транспортным средством соответствующей категории (с годным сроком действия);
- копии личного паспорта;
- копии СНИЛС;
- одной фотографии 3 на 4 см.
2.1.3. При поступлении на обучение обучающегося знакомят с:
- Уставом ДОСААФ России;
- лицензией на право осуществления образовательной деятельности;
- договором на оказание платных образовательных услуг;
- Правилами внутреннего распорядка для обучающихся;
- учебной программой и планами;
- Положением о промежуточной аттестации в Местном отделении ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- Положением об итоговой аттестации в Местном отделении ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- Порядком приема экзаменов в ГИБДД;
- правилами техники безопасности, санитарно-гигиеническими и противопожарными мероприятиями, требованиями безопасности дорожного движения и другими нормами по охране труда.
2.1.4. После заключения договора, получения согласия на обработку и использование персональных данных обучающихся, а также внесения оплаты за обучение, издается приказ о зачислении на обучение.
2.1.5. На каждого обучающегося заводится личное дело. По окончании обучения личное дело и копия итогового документа (Свидетельство) остаются в архиве Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края со сроком хранения согласно Номенклатуре дел.
2.2.Организация учебного процесса
2.2.1. Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
2.2.2. Наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
2.2.3. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут).
Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
2.2.4. Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
2.2.5. Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
2.2.6. Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где Nтс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1- количество резервных учебных транспортных средств.
2.2.7. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
2.2.8. Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытых площадках или автодромах.
2.2.9. К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
2.2.10. Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых Местным отделением ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
2.2.11. На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
2.3. Система оценки результатов освоения программы
2.3.1. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
2.3.2. Для осуществления текущего контроля в период изучения дисциплины преподаватель ведет таблицу мониторинга качества знаний по всем обучающимся, используя варианты компоновки зачетных билетов по пройденным темам, чтобы иметь возможность соотнести улучшение или ухудшение качества знаний индивидуально по каждому обучающемуся и принять решение о выставлении оценки текущей успеваемости по пятибалльной системе.
2.3.3. Промежуточная аттестация в Местном отделении ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края осуществляется в форме принятия зачетов по мере изучения каждого цикла за счет специально отведенного времени в следующем порядке:
Базовый цикл проводится зачет в течение 2 академических часов путем проверки теоретических знаний;
Специальный цикл проводится зачет в течение 2 академических часов путем проверки теоретических знаний;
Профессиональный цикл проводится зачет в течение 1 академического часа путем проверки теоретических знаний;
2.3.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся преподавателями и мастерами производственного обучения, работающими в конкретной группе, самостоятельно.
2.3.5. Знания, умения, навыки оцениваются по пятибалльной системе: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно», 1 «плохо», а также по системе зачет «зачтено».
2.3.6. Критерии оценки знаний и умений по предмету.
Критерии оценки полученных знаний и эффективности учебной программы по устным ответам на контрольные вопросы:
Оценка 5 («отлично») выставляется при условии точного и полного ответа на вопрос и ответа на дополнительные вопросы. При этом учитывается не только объем ответа, но и умение обучающегося профессионально аргументировано излагать материал, иллюстрировать теоретические выводы примерами на практике. При изложении материала также оценивается умение строить логическое умозаключение.
Оценка 4 («хорошо») выставляется при условии правильного ответа на вопрос, но при незначительных неточностях ответа, которые обучающийся восполняет, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя, что позволяет восстановить целостную картину ответа.
Оценка 3 («удовлетворительно») выставляется при условии в основном правильного ответа на поставленные вопросы, но неспособности обучающегося ответить на дополнительные вопросы, нечеткости ответа.
Оценка 2 («неудовлетворительно») выставляется при условии неправильного ответа на поставленный вопрос, за несамостоятельную подготовку к ответу.
Оценка 1 («плохо») выставляется за отказ от ответа по причине незнания вопроса.
Критерии оценки полученных знаний и эффективности учебной программы по ответам на контрольные вопросы в форме тестов и экзаменационных (зачетных) билетов:
Если экзаменационный (зачетный) билет состоит из пяти вопросов, то за каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Соответственно, при правильных ответах на все пять вопросов билета выставляется оценка 5 («отлично»),при четырех правильных ответах выставляется оценка 4 («хорошо»)и т.д.
Если экзаменационный (зачетный) билет состоит из другого количества вопросов, то за ответ по каждому вопросу ставится оценка и итоговая оценка выводится как среднеарифметическая.
Критерии положительного оценивания по системе зачет «зачтено» осуществляется при наличии правильных ответов не менее 75%.
Критерии оценки полученных умений и эффективности учебной программы по выполнению практических заданий:
Практические задания позволяют оценить умения обучающихся. Оценивание выполнения практического задания производится мастером производственного обучения визуальным способом по пятибалльной системе с использованием шкалы штрафных баллов за ошибки при выполнении упражнений и заданий по обучению вождению транспортных средств категории «В».
2.3.7. Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя проверку теоретических и практических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
Итоговая аттестация проводится экзаменационной комиссией, состав которой определяется и утверждается Председателем Местного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «B»;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых ПредседателемМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «B» на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «B» в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются Местным отделением ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края на бумажных и (или) электронных носителях со сроками хранения согласно Номенклатуре дел организации.
3. Кадровые условия реализации Образовательной программы
3.1. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций должна соответствовать номенклатуре, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
3.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
3.2.1. Требования к квалификации преподавателей:высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
3.2.2. Требования к квалификации мастеров производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
3.2.3. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации»Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации №761н от 26 августа 2010г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы в соответствии сПриказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25 октября 2010г. № 921н «О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
3.3. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
3.4. Мастера производственного обучения должны иметь документ на право обучения вождению транспортного средства категории «В», а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
3.5. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законодательством Российской Федерации.
4. Условия реализации программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В»
4.1. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программы, представлены:
- примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», утвержденной в установленном порядке;
- образовательной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной Председателем Местного отделения МО ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными председателемМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными ПредседателемМестного отделения ДОСААФ России Усть-Лабинского района Краснодарского края.
4.2. Информационно-методические условия реализации программы включают:
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов;
- методические материалы и разработки;
- расписание занятий.
4.3. Материально-технические условия реализации программы:
4.3.1. Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя( АПК), обеспечивающий оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством, а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.
4.3.2. Тренажеры, используемые в учебном процессе, обеспечивающие: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
4.3.3. Учебные транспортные средства категории «B» представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
4.3.4. Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Образовательной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Образовательной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.
Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
4.3.5. Перечень учебного оборудования
Наименование учебных материалов |
Единица измерения |
Количество |
||
Оборудование и технические средства обучения |
|
|
||
Тренажер <1> |
ТС |
1 |
||
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК) <2> |
комплект |
|
||
Детское удерживающее устройство |
комплект |
1 |
||
Гибкое связующее звено (буксировочный трос) |
комплект |
1 |
||
Тягово-сцепное устройство |
комплект |
1 |
||
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
||
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
||
Экран (монитор, электронная доска) |
комплект |
1 |
||
Магнитная доска со схемой населенного пункта <3> |
комплект |
1 |
||
Учебно-наглядные пособия<4> |
|
|
||
Основы законодательства в сфере дорожного движения |
|
|
||
Дорожные знаки |
комплект |
1 |
||
Дорожная разметка |
комплект |
1 |
||
Опознавательные и регистрационные знаки |
шт |
1 |
||
Средства регулирования дорожного движения |
шт |
1 |
||
Сигналы регулировщика |
шт |
1 |
||
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки |
шт |
1 |
||
Начало движения, маневрирование. Способы разворота |
шт |
1 |
||
Расположение транспортных средств на проезжей части |
шт |
1 |
||
Скорость движения |
шт |
1 |
||
Обгон, опережение, встречный разъезд |
шт |
1 |
||
Остановка и стоянка |
шт |
1 |
||
Проезд перекрестков |
шт |
1 |
||
Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств |
шт |
1 |
||
Движение через железнодорожные пути
|
шт |
1 |
||
Движение по автомагистралям
|
шт |
1 |
||
Движение в жилых зонах
|
шт |
1 |
||
Перевозка пассажиров
|
шт |
1 |
||
Перевозка грузов
|
шт |
1 |
||
Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
|
шт |
1 |
||
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
шт |
1 |
||
Страхование автогражданской ответственности
|
шт |
1 |
||
Последовательность действий при ДТП
|
шт |
1 |
||
Психофизиологические основы деятельности водителя
|
|
|
||
Психофизиологические основы деятельности водителя
|
шт |
1 |
||
Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов
|
шт |
1 |
||
Конфликтные ситуации в дорожном движении
|
шт |
1 |
||
Факторы риска при вождении автомобиля
|
шт |
1 |
||
Основы управления транспортными средствами
|
|
|
||
Сложные дорожные условия
|
шт |
1 |
||
Виды и причины ДТП
|
шт |
1 |
||
Типичные опасные ситуации
|
шт |
1 |
||
Сложные метеоусловия
|
шт |
1 |
||
Движение в темное время суток
|
шт |
1 |
||
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя
|
шт |
1 |
||
Способы торможения
|
шт |
1 |
||
Тормозной и остановочный путь
|
шт |
1 |
||
Действия водителя в критических ситуациях
|
шт |
1 |
||
Силы, действующие на транспортное средство
|
шт |
1 |
||
Управление автомобилем в нештатных ситуациях
|
шт |
1 |
||
Профессиональная надежность водителя
|
шт |
1 |
||
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством
|
шт |
1 |
||
Влияние дорожных условий на безопасность движения
|
шт |
1 |
||
Безопасное прохождение поворотов
|
шт |
1 |
||
Безопасность пассажиров транспортных средств
|
шт |
1 |
||
Безопасность пешеходов и велосипедистов
|
шт |
1 |
||
Типичные ошибки пешеходов |
шт |
1 |
||
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД
|
шт |
1 |
||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления
|
|
|
||
Классификация автомобилей
|
шт |
1 |
||
Общее устройство автомобиля
|
шт |
1 |
||
Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы двигателя
|
шт |
1 |
||
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости
|
шт |
1 |
||
Схемы трансмиссии автомобилей с различными приводами
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы сцепления |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач
|
шт |
1 |
||
Передняя и задняя подвески
|
шт |
1 |
||
Конструкции и маркировка автомобильных шин
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы тормозных систем
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы генератора
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы стартера
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания
|
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов
|
шт |
1 |
||
Классификация прицепов
|
шт |
1 |
||
Общее устройство прицепа
|
шт |
1 |
||
Виды подвесок, применяемых на прицепах
|
шт |
1 |
||
Электрооборудование прицепа
|
шт |
1 |
||
Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства
|
шт |
1 |
||
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа
|
шт |
1 |
||
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом
|
|
|
||
Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом
|
шт |
1 |
||
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом
|
шт |
1 |
||
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом
|
шт |
1 |
||
Информационные материалы
|
|
|
||
Информационный стенд
|
|
|
||
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»
|
шт |
1 |
||
Копия лицензии с соответствующим приложением
|
шт |
1 |
||
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B» |
шт |
1 |
||
Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», согласованная с Госавтоинспекцией |
шт |
1 |
||
Учебный план |
шт |
1 |
||
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
||
Расписание занятий (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
||
График учебного вождения (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
||
Схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность |
шт |
1 |
||
Книга жалоб и предложений |
шт |
1 |
||
Адрес официального сайта в сети «Интернет» |
|
|
||
--------------------------------
<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
<2> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<3> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<4> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
4.3.6. Перечень материалов по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»
Наименование учебных материалов |
Единица измерения |
Количество |
Оборудование |
||
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей |
комплект |
1 |
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) |
комплект |
20 |
Мотоциклетный шлем |
штук |
1 |
Расходные материалы |
||
Аптечка первой помощи (автомобильная) |
комплект |
8 |
Табельные средства для оказания первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) |
комплект |
1 |
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия <1> |
||
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей |
комплект |
18 |
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
комплект |
1 |
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме |
комплект |
1 |
Технические средства обучения |
||
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран (электронная доска) |
комплект |
1 |
--------------------------------
<1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.